Неточные совпадения
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на духовное
развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей степени
нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени.
— Каково: это идеал, венец свободы! Бабушка! Татьяна Марковна! Вы стоите на вершинах
развития, умственного,
нравственного и социального! Вы совсем готовый, выработанный человек! И как это вам далось даром, когда мы хлопочем, хлопочем! Я кланялся вам раз, как женщине, кланяюсь опять и горжусь вами: вы велики!
Напутствованные на жизнь немногими, скоро оскудевшими при
развитии жизненных начал,
нравственными истинами китайцы едва достигли отрочества и состарелись.
Об застое после перелома в 1825 году мы говорили много раз.
Нравственный уровень общества пал,
развитие было перервано, все передовое, энергическое вычеркнуто из жизни. Остальные — испуганные, слабые, потерянные — были мелки, пусты; дрянь александровского поколения заняла первое место; они мало-помалу превратились в подобострастных дельцов, утратили дикую поэзию кутежей и барства и всякую тень самобытного достоинства; они упорно служили, они выслуживались, но не становились сановитыми. Время их прошло.
Нужно только следить, чтобы
развитие детей шло правильно; нужно оградить их от материальных опасностей и зачатков
нравственных увлечений, которые могут повредить им в будущем.
В нем ни великодушных стремлений, ни правосудия, ни простоты, ни чести в нравах, словом, — ничего, свидетельствующего о здравом, естественном и энергичном
развитии нравственных сил…
Устанавливают три периода в идейном
развитии Белинского: 1)
нравственный идеализм, героизм; 2) гегелевское принятие разумности действительности; 3) восстание против действительности для ее радикального изменения во имя человека.
Таким образом слепота не помешала правильному физическому
развитию, и влияние ее на
нравственный склад ребенка было по возможности ослаблено.
Если б эти люди умели рассуждать, если б они были в состоянии проникать в тайны человеческой природы, то они поняли бы, что одну из неизбежных принадлежностей этой природы составляет
развитие и повышение уровня
нравственных и материальных потребностей.
У молодого майора были некоторые качества, которые как будто бы симпатизировали с свойствами Степана Михайловича; но у старика, кроме здравого ума и светлого взгляда, было это
нравственное чутье людей честных, прямых и правдивых, которое чувствует с первого знакомства с человеком неизвестным кривду и неправду его, для других незаметную; которое слышит зло под благовидною наружностью и угадывает будущее его
развитие.
Взаимный яд двух газет и
развитие борьбы за памятник, ставшей как бы
нравственной борьбой, придали ему оттенок спортивный; неожиданно все приняло широкий размах.
Простой народ, не только русский, но вообще все возможные народы, вероятно по недостаточному
развитию нравственного чувства и совершенному отсутствию
нравственного мнения, снисходительно смотрят на проступки ближнего, к какому бы роду ни принадлежали эти проступки.
Да, впрочем, в таких ли мы условиях воспитывались, которые могли бы серьезно породить в нас подобное сознание, составляющее, так сказать, венец
нравственного и умственного
развития человека?
Даже конечная цель преобразований — дать больший простор
развитию естественных сил народа, как вещественных, так и
нравственных, — даже самая цель эта не была никем ясно сознаваема во время преобразований Петра.
Рассмотрение этой темной стороны приводит его к заключению, что «нигде положение дел не представляло столь грустной и печальной картины, как в нашем отечестве» (стр. XXII), и что «Россия, невзирая на благотворное
развитие основных элементов своих, далеко не достигла той цели, к которой стремились все государства европейские и которая состоит в надежной безопасности извне и внутри, в деятельном
развитии нравственных, умственных и промышленных сил, в знании, искусстве, в смягчении дикой животной природы, одним словом — в том, что украшает и облагороживает человека» (стр. XXV).
Нечего уже и говорить о Тарантьеве и Иване Матвеиче, которые делают с Обломовым что хотят, несмотря на то, что сами и по умственному
развитию, и по
нравственным качествам гораздо ниже его…
Вообще русские мало обращали внимания на
развитие материальных удобств жизни, а заботились более о
нравственном совершенстве, занимаясь учением веры, священной историей и житиями людей, которые могли служить образцами благочестия.
А между тем тот же г. Жеребцов в других местах выражает пренебрежение к практическим улучшениям и хлопочет почти исключительно о высоком
развитии умственных и
нравственных сил.
Таким образом, в то время когда на Западе происходили сцены варварства, славяне работали для своего
нравственного и общественного
развития и имели полную возможность достичь замечательного совершенства в политическом и общественном своем устройстве.
Согласно со многими из славянофилов г. Жеребцов полагает, что русский народ находился на пути к прогрессу и уже стоял на высокой степени совершенства
нравственного и умственного, когда Петр внезапно изменил направление русской цивилизации и произвел на целое столетие застой и даже отступление назад в
развитии истинно народном.
Таким образом, определение страдает неопределенностью и принадлежит к числу общих мест, тем более что и «
развитие умственных и
нравственных способностей» представляет у г. Жеребцова фразу, лишенную определенного содержания.
Люди, входящие в подобную роль — неопытного, заносчивого школьника или престарелого, недальнего слуги, — обнаруживают, конечно, весьма низкую степень
развития нравственного и умственного.
«Совершенная цивилизация состоит, по нашему мнению, в высшем
развитии умственных и
нравственных способностей всех лиц, составляющих нацию, — в
развитии, приспособленном к возможно большему благу всех и каждого».
Но, с другой стороны, натура ребенка, его
нравственные расположения и даже степень умственного
развития могут чрезвычайно ясно выразиться именно в том, на что и как употребит он свои деньги…
Воспитание его не было сложно; простое, деревенское воспитание того времени; оно ограничивалось с физической стороны —
развитием непобедимого пищеварения, с
нравственной — укоренением верного взгляда на отношение столбового помещика к дворовым и крестьянам.
Из этого сопоставления можно вывести заключение такого рода, на первый взгляд не лишённое своей основательности: если всё
развитие человека направлять только к тому, чтобы он был здоровым, то придётся взять за идеал ирокезов, которые, как говорят, не знают никаких болезней, — и отвергнуть всё значение великих людей, прославившихся умственной и
нравственной деятельностью.
Несомненное влияние органического
развития на умственную и
нравственную деятельность человека уже очень давно сделалось предметом исследования натуралистов.
Физиология непрерывным рядом Исследований и открытий последнего времени довольно ясно уже показала несомненную связь
нравственной жизни человека с устройством и
развитием мозга, и очень жаль, что наша образованная публика доселе так мало интересуется результатами, добытыми с помощию естественных наук.
«Но, скажут нам, ведь общество не дошло же до крайней точки в своем
развитии; возможно дальнейшее совершенствование умственное и
нравственное.
В обществе могут быть отдельные сильные натуры, отдельные лица могут достигать высокого
развития нравственного; вот и в литературных, произведениях являются такие личности.
Трудно отказаться от отравы хашиша тому, кто раз допустил себя ею увлечься; еще труднее отказаться от [
нравственного яда] произвола [и господства], приносящего нам, хотя тоже призрачные, но [для человека, стоящего еще на низших ступенях
развития,] весьма привлекательные удобства.
Какие же влияния могли благоприятствовать
развитию нравственных начал и здравых понятий в людях, находившихся в положении Багрова и Куролесова?
— Это ничего, — говорил он, — лишь бы только духовенство стояло на высоте своего призвания и ясно сознавало свои задачи. К моему несчастью, я знаю священников, которые, по своему
развитию и
нравственным качествам, не годятся в военные писаря, а не то что в священники. А вы согласитесь, плохой учитель принесет школе гораздо меньше вреда, чем плохой священник.
Есть, конечно, и всегда бывали люди с крайне утилитарными взглядами, Петры Ивановичи Адуевы средней руки, черствые и сухие в своей quasi-философской практичности, — люди, которых не прошибешь указанием на
нравственную красоту и высокую степень умственного
развития.
Задача философской этики заключается совсем не в познании происхождения и
развития нравственных идей о добре и зле, а в познании самого добра и зла.
И напрасно думают, что люди это и делают, когда они способствуют
развитию нравственных добродетелей других людей и укреплению их в правой вере.
До императрицы Екатерины доходили слухи об артистических чудачествах молодого графа за границей, но государыня не видела в этом ничего предосудительного, а напротив, была довольна тем, что граф тратил свои деньги в чужих краях не на разврат, картежную игру и разные грубые проделки, чем отличались другие русские туристы, давая иностранцам плохое понятие о
нравственном и умственном
развитии русских аристократов.
Иван Павлович следил за ней тревожным взглядом. Он один из окружающих ее понимал страшную опасность, в которой она находится, видел быстрое
развитие ее внутренних,
нравственных страданий, в таких резких формах отражающихся на ее и без того слабом организме. Он чуял приближающуюся беду и оставался бессильным, немым зрителем угасающей юной, дорогой для него жизни.
К шестнадцати годам образование ее было окончено, и граф предоставил ее самой себе, давая ей книги из своей библиотеки. Библиотека эта не отличалась выбором
нравственных сочинений, книги давались без разбора, и беспорядочное чтение в связи с формирующимся физическим
развитием поселили в уме и сердце Татьяны Борисовны такой хаос мыслей и чувств, что она не в силах была в них разобраться.
Федор Дмитриевич через некоторое время почувствовал этот прилив если не силы, то какого-то мощного покоя, лучшей почвы для
развития и
нравственных, и физических сил.
И на сем месте обозначается естественный перелом в моем житии, ибо до сей поры я созревал в домашнем своем положении, какое получил по рождению своему в моем семействе, а отсюда уже начинается умственное и
нравственное мое
развитие, составляющее как бы вторую часть моей биографии, впоследствии еще подразделяемую и на третие.